отметили работницы АО «БРТ» международный праздник - День Матери, получив от профкома в качестве подарка пригласительные билеты в Музей Истории города.

Заводчанки пожаловали на экскурсию с детьми, чтобы вместе с подрастающим поколением приобщиться к истории страны, узнать о появлении самовара на Руси и традициях русского чаепития. Сотрудница Музея встретила группу перед входом в демонстрационный зал в древнерусском национальном костюме – в широком атласном сарафане и повойнике – мягкой полотняной шапочке. Усевшись на лавки, работники могли детально рассмотреть экспозицию редких русских самоваров: маленьких и больших, самых необычных и причудливых форм – в виде вазы, цилиндра, репки, рюмки, банки, шара.

Изделия, подобные самовару, были известны еще в античные времена. Римляне заполняли сосуд водой, бросали в него раскаленный камень и получали горячую воду. Принято считать, что самовар появился на Руси вместе с традицией заваривать чай из китайских душистых трав, но первоначально его использовали для подогрева сбитня. Так торговцы, продавая товар на морозе, грелись. Экскурсовод рассказала веселую историю про русского морехода – сына уральского купца. Молодой человек отправил из Рима домой с оказией посылку с китайским чаем. Что это за трава, каково ее назначение – не написал. И никто не знал, что с этим зельем делать. Но похвастать перед гостями заморской диковинкой очень хотелось. И хозяйка дома приказала повару сварить «римские» листья в большой емкости, приправить их маслом, солью, перцем и поставить угощение на господский стол. Гости блюдо не оценили. Рассвирепевший купец велел отправить неугодного слугу работать на конюшню.

Первый чай появился в России 1576 году. Его так и называли – «китайская трава». И особо не жаловали. Но в 1618 году один из российских послов отправился к монгольскому хану с пушниной от царского двора. В ответ его одарили четырьмя пудами чая. На подарке была надпись: «бахча». При дворе Алексея Михайловича без труда перевели иероглифы: «китайская трава», и передали дар царю-батюшке. Вязанка долго лежала в кладовой без надобности, но однажды заболел придворный лекарь, который никак не мог избавиться от болезни живота. И тогда решили напоить его этой «заморской бахчой». К всеобщему удивлению доктор быстро избавился от недуга. И тогда при императорском дворе стали принимать чай как лекарство.

С освоением Сибири в начале 17 века в Китай отправилась русская делегация для подписания договора о торговых отношениях. Задача перед послами стояла одна – непременно привезти чай в Россию. Посланники императора получили целый воз ценного товара, который везли в Москву на больших повозках, арбах, переправляли груз, сплавляя по рекам. Продавали «китайскую траву», конечно же, огромными тюками. И задорого. Поэтому пили чай только богатые люди.

Впервые фасовкой чая занялся в России купец Алексей Семенович Губкин - сибиряк, занимающийся кожевенным ремеслом. Когда кожа внезапно подешевела, отчаявшись, обменял ее на чай. И вывел торговлю на новый уровень. Оптовики были возмущены до крайности тем, что Губкин быстро сбывает товар мелкими партиями, и, богатея день ото дня, становится негласным «чайным королем». Но тот заручился поддержкой самого государя, получив от него специальное разрешение на ведение розничной торговли. В Китае использовали чай не только в качестве напитка, но и в качестве денежной единицы. Спрессованные брикеты чайных листьев легко обменивали на другой товар, ими расплачивались. Торговцы платили государству налог – чаевые. Для того чтобы увеличить товарооборот, китайский император велел продавать чайные сервизы, чашки и бокалы, имея свой фарфоровый завод. На чашках гравировались стихи, отрывки из поэм, которые сочинял китайский вождь. И среди китайцев было неприличным не знать наизусть творчество императора. Изящные чашки раскупались, чай пился и, таким образом, распространялся по всему миру.

В России благодаря чаю появилось самоварное производство. Впервые о жаровом самоваре стало известно благодаря записям, сделанным Григорием Демидовым в регистре медных заводских изделий и описях Онежского монастыря. В них говорилось, что среди имеющихся предметов были найдены «2 самовара с медно-зеленой трубой» и «самодельные казаны с трубами». Первые фабрики, небольшие заводики по выпуску аппаратов для подогрева сбитня возникли на Руси в 18 веке. Для удобства их оснащали ручками по бокам. Самовар использовался для походов, поэтому имел съемные ножки, был небольшим по объему, состоял из двух отделений. В таком аппарате можно было не только подогревать сбитень, но и сварить щи, приготовить кашу. Постепенно конструкция самовара совершенствовалась. С появлением третьего отделения в медном аппарате можно было кипятить воду, чтобы заваривать пряности и травы. И только благодаря носику-кранику появился самовар.

Первый самовар в России был изготовлен купцом третьей гильдии Назаром Лисицыным в 1778 году на фамильной фабрике медных изделий в Туле. Отец и сыновья Лицисыны начали выпускать самовары разнообразных форм и отделки: «бочонок», «кувшин», «яйцо», «пламя», «желудь», «дуля», «петух» - с чеканкой, а также стали богато декорировать краны и изящные ручки фарфором. В 1826 году в Туле насчитывалось восемь самоварных фабрик, в 1850 году их число возросло до двадцати пяти. В начале 19 века появились династии купцов-фабрикантов: Ломовых, Киселевых, Медведевых, Сомовых, Черниковых, Маликовых, Карашевых, Балашевых. С увеличением фабрик производители на крышках своих самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике, а на бачке гравировать наградные медали. Чем больше наград было у фабрики – тем дороже обходился покупателю самовар. Росло и разнообразие форм, в одной только Туле их было более 150. Самовары  изготавливали из красной, зеленой, желтой меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда медь золотили (для подарочных экземпляров), но основу во все времена составляла зеленая медь – латунь. 

Самовар растапливали на Руси с помощью еловых шишек или небольшого количества древесных щепок. Но сначала нужно было натаскать из колодца воду. Экскурсовод решила погрузить нас в прошлую эпоху. И устроила веселые конкурсы, в которых с большим удовольствием приняли участие и мамы и дети. Соревнующиеся носили по залу ведра с водой на деревянном коромысле, с завязанными глазами собирали на скорость еловые шишки с пола в корзину, заполняли водой самовары, нанизывали баранки и сушки на бечевку, отгадывали ребусы. А «зрители» в это время осваивали славянские музыкальные инструменты, пробуя играть на деревянных ложках, извлекать звуки из трещоток и рубелей с палочкой.

В первой половине 18 века стала формироваться культура потребления чая в России. В 1744 году началось строительство Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Чайная церемония в этот период становится атрибутом светских бесед, деловых встреч, во время которых заключались важные контракты – чай начинают пить дворяне, купцы. Балаковского предпринимателя Паисия Мальцева во время визита в Англию на чашечку чая пригласил в ресторан деловой партнер. Паисий Михайлович, не обнаруживший на столе ничего, кроме чая, заказал много пирогов, пряников, разного десерта, а на следующий день получил солидный счет, который ему пришлось оплатить одному. Ведь партнер пригласил его только на чай.

Со временем этот напиток стал доступен широким слоям населения, а самовар постепенно вошел в быт русской семьи и стал символом русского застолья и гостеприимства. На Руси чай пили в чайных, трактирах, рюмочных и, конечно, дома – с гостями и без них. В старину строго соблюдали традиции чаепития. Чай пили «вприкуску». Это самый распространенный вид чаепития – голову комкового сахара разбивали на части, которые брали специальными щипчиками, чтобы отщипнуть маленький кусочек. Его зажимали между передними зубами, пропуская через него чай, который оставлял во рту сладкое послевкусие. Хозяйки ставили на стол угощение – мед, варенье, пироги, калачи, блины. А к короне с заглушкой, находящейся в верхней части самовара, крепили связку баранок, чтобы под воздействием тепла они становились мягче.

Пили чай и другим интересным способом – «внакладку», когда комковой сахар кладется непосредственно в чашку, перемешивается чайной ложкой. Сахар, который раньше продавался в виде конуса, стоил очень дорого, поэтому этот метод чаепития использовали аристократы. Бедняки чаще угощались чаем «вприглядку» – пили его без сахара, лишь посматривая на «сахарную голову», которую трактирщики размещали в центре стола, у самого самовара. Есть способ пить чай «вдогонку» – когда кусочек сахара кладется на белый хлеб, постепенно отодвигается на самый край, чтобы человек смог насладиться сладким вкусом в самом конце трапезы. Настоящие гурманы пьют чай «с позолотой», добавляя в чашку ром, или «взахлеб» – с коньяком. Алкогольные напитки придают чаю терпкий аромат и крепость, позволяют человеку быстрее согреться.

До 2019 года Международный день чая отмечался 15 декабря, так как в  2005 году в этот день была опубликована мировая декларация прав работников чайной промышленности. Однако по инициативе Индии, добившейся огромных успехов в мировой чайной индустрии, Генеральная Ассамблея ООН объявила Международным днем чая 21 мая. И теперь напиток дружбы, который любят все народы, принято отмечать весной.

Кстати, самый большой в мире самовар – два метра высотой, объемом 360 литров – находится в центральном зале Южного железнодорожного вокзала в г. Харькове. Нагревается этот комбинированный агрегат от электричества и углем, поэтому очень долго сохраняет тепло. Говорят, если убрать котел, то в жаровне можно приготовить плов или пожарить шашлык. Но огромный медный сосуд используют по другому назначению. Каждый путник может подойти к «пузатому» гиганту и наполнить дорожную кружку кипятком, чтобы выпить чая или кофе.

После окончания экскурсии сотрудники профкома пригласили группу на чайную церемонию, мы пили чай вприкуску – с баранками, сушками, сдобным печеньем и шоколадными конфетами. А на следующий день, в воскресенье, по случаю праздника, думается, многие позволили себе в домашних условиях и «позолоченное» чаепитие.

                        Пресс-служба АО «БРТ»