На днях представители Молодежного совета АО «БРТ», созданного в этом году по инициативе руководства предприятия и профкома, посетили заводской Музей трудовой славы.

В сопровождении руководителя службы управления персоналом Ольги Сербиной и лидера профсоюзного движения Балаковорезинотехники Татьяны Чубриковой молодые люди поднялись на четвертый этаж 18 корпуса и прошли в овальный зал Музея.

Первое, на что обратила внимание заводская молодежь, - большие настенные стенды с черно-белыми фотографиями. На них запечатлены разные исторические моменты: строительство производственных корпусов завода РТИ на пустыре за городом  Балаково, монтаж завезенного на промышленную площадку технологического оборудования из Италии, подготовка производства к запуску, торжественный митинг по случаю получения первых образцов изделий.

6 июня 1971 года в корпусе № 3, где еще продолжалось строительство, и велся монтаж прессового оборудования марки «Pirelli», была пущена первая конвейерная линия и изготовлена первая продукция - спинки и сидения из кокосовых очесов для автомобилей «Жигули». Этот день стал днем рождения завода РТИ (позже –производственное объединение «Балаковорезинотехника» имени 50-летия СССР, АОЗТ «Балаковорезинотехника», АО «Балаковорезинотехника»). 

Театр, как известно, начинается с вешалки. А производство – с внедрения передовых технологии. 1 июля 1971 года вступила в строй центральная заводская лаборатория. Один из стендов Музея посвящен коллективу центральной лаборатории и его основателю Клавдии Захаровне Разжигаевой. Под ее руководством «резинщики» внедряли в производство итальянскую технологию, а параллельно разрабатывали собственные шифры резиновых смесей для выпуска РТИ на модельный ряд легковых автомобилей «Жигули». При содействии коллег из техотдела, цеховых технологов ноу-хау находило дальнейшее применение. Это было время экспериментальных работ, которые велись методом проб и ошибок. Но молодые специалисты, прибывшие по распределению после окончания (основной костяк) Волгоградского технологического института на строящийся завод, который по замыслу руководства страны должен был стать самым крупным, современным и передовым в отрасли, не отчаивались. Чем труднее была задача, тем интенсивнее они вели поиск ее решения.

Их до сих пор называют новаторами-первопроходцами, обеспечившими строящемуся и развивающемуся заводу будущее. За создание бесценного наследия – рецептурных формул «резин», необходимых для изготовления деталей. Наработками первых инженеров-технологов пользуются на предприятии до сих пор. С годами «рецепты» смесей дорабатывались, совершенствовались под новые требования потребителей – с каждым годом их становилось все больше и больше. Эстафету новаторства приняла Людмила Александровна Коркодинова, которая позже возглавила коллектив ЦЗЛ, и руководила им на протяжении нескольких лет. Вместе со своей командой она выполнила колоссальную работу по полному переводу предприятия «Балаковорезинотехника» с итальянской технологии производства «резин» на отечественные образцы. Это было время расцвета предприятия. На заводскую площадку завозилось самое современное и передовое импортное оборудование. Вводись в строй новые виды прессов и технологические линии зарубежных фирм, способствующие развитию производства и расширению продуктовой линейки.

На строительной площадке постоянно кипела работа – завод строился очень быстрыми темпами. Автомобильный завод в Тольятти нуждался в резинотехнической продукции. 28 декабря 1971 года был сдан в эксплуатацию цех битумных изоляционных прокладок (позже - цех неформовой техники №11). С конвейерной линии IFF сошли первые магнитные битумные детали, никогда ранее не производимые в стране.

Ребята с интересом посмотрели стенды, посвященные возникновению структурных подразделений завода – подготовительного производства, ремонтного управления, технического отдела, управления главного технолога, энергетической службы, ОТК, Испытательного центра, отмечая важные этапы его развития. 1972 год ознаменовался открытием резинопробкового производства, 1973-й – стал стартом для серийного выпуска аккумуляторных моноблоков и запуска цеха вентиляторных ремней. Изготовление резиновых смесей в первом подготовительном цехе стало выполняться в автоматическом режиме – в том же году была введена в эксплуатацию автоматическая система управления технологическим процессом (АСУТП). Молодые люди чуть дольше задержались у стенда с фотографиями передовиков производства тех лет. Только в 1975 году 37 рабочих и инженерно-технических работников были награждены высшими правительственными наградами – орденами и медалями СССР. Кто тогда из них всерьез задумывался о том, что творит историю завода, вписывая высокопроизводительным и новаторским трудом своё имя в его летописные страницы. 

Начало 1979 года ознаменовалось введением в промышленную эксплуатацию второй очереди завода – производственного комплекса по выпуску резинотехнических изделий для КамАЗа с мощностями 5000 тонн формовых деталей и 1000 тонн автомобильных ковров. Каждый снимок на стенде, посвящённом производству, красноречиво свидетельствует об истории развития и промышленной деятельности крупнейшего в стране предприятия по выпуску резинотехнической продукции для моделей автомобилей марки «ВАЗ», «КАМАЗ», «ЗиЛ», «УралАЗ», «ГАЗ», «УАЗ», «БелАЗ»…

Привлек внимание посетителей и центральный стенд, рассказывающий о вкладе представителей высшего менеджмента в становление и развитие предприятия. Представители Молодёжного движения с интересом слушали информацию о руководителях, возглавлявших Балаковорезинотехнику в разные годы. Каждый из них добивался престижа компании, каждый вносил большой личный вклад в процесс развития производства, освоение новых видов деталей на модельный ряд российских легковых автомобилей, магистральных тягачей, коммерческого транспорта. Однако самый непростой период - период строительства и запуска завода – выпал, конечно же, на долю первого директора. Геннадий Павлович Разжигаев был назначен на высокую должность в 30-летнем возрасте. И оказался самым молодым директором за всю историю существования предприятия.

Заинтересовались члены Молодежного совета и современным периодом, когда предприятие вошло в состав ООО «Группа компаний «TADEM» и стало работать на международном рынке, осваивая детали не только на отечественные модели машин, но и на иномарки. Привлёк внимание стенд с различными наградами 30-летней давности – Хрустальным кубком и Свидетельством о вступлении БРТ в Клуб миллиардеров, Призмой Качества, а также набором золотых, серебряных и бронзовых медалей «Знак качества XXI века» за заслуги предприятия в области качества. Ребята с интересом слушали историю о фирменном знаке БРТ – ладье под парусами, который символизирует не только волжскую «прописку» предприятия, но и стремление «корабля» двигаться вперёд по волнам экономики, не страшась штормов и «айсбергов». Молодые люди с удовольствием постояли на символическом капитанском мостике, подержались за штурвал управления. За 50 с лишним лет в АО «БРТ» освоено более 6000 наименований товарной продукции для автомобильной промышленности и других отраслей: сельского хозяйства, строительного и железнодорожного бизнесов. Со временем Балаковорезинотехника стала многопрофильным предприятием.

Конечным пунктом увлекательной экскурсии в прошлое предприятия стала современная карта поставок АО «БРТ». Представители молодого поколения убедились в том, что наши автокомпоненты отправляются во все регионы России – от средней полосы, центральной части страны, ее южных просторов и до северных широт. На фоне многочисленных географических «линий» и «точек» члены Молодежного совета, О.В. Сербина и Т.А. Чубрикова сделали памятный снимок.

                                   Татьяна Олейникова,

главный редактор пресс-службы АО «БРТ»