Субботний мартовский день стал «окном», которое прорубил заводской профком в эпоху Петра Великого для группы работников АО «БРТ»,  посетивших Балаковский филиал Саратовского государственного художественного музея имени Радищева. 

Мало кто знает, что в миниатюрном одноэтажном здании Балаковской художественной галереи постройки 1912 года в начале прошлого века располагался Банк, который входил в комплекс трех общественных сооружений для обслуживания работы местного зернового элеватора. С 1977 года в элегантном особняке на улице Заовражной разместилась филиал областного художественного музея с уютной гостиной и пятью выставочными залами. Постоянная экспозиция редчайших экспонатов представлена образцами русского искусства 18-20 веков (икона, живопись, декоративно-прикладное искусство, мебель) из фондов Радищевского музея. Один зал используется для организации передвижных выставок.
Наша группа была приглашена на экскурсию по залу с произведениями живописного искусства, объединенными темой эпохи Петра I – великого русского императора и реформатора. Младший научный сотрудник музея Марина Вячеславовна Полякова не стала нам рассказывать про жизнь Петра Алексеевича Романова и его деятельность, эта историческая личность известна всем по курсу истории в средней школе и тех учебных заведений, в которых каждый из нас продолжил свое образование. Экскурсовод предложила взглянуть на то, как Петровская эпоха воплотилась в живописи и графике известных мастеров.

- Когда формировалась выставка «Петр I. Взгляд сквозь века», посвященная 350-летию Петра Великого, сотрудники Саратовского художественного музея имени Радищева постарались представить все виды портретов - парадные и камерные, оригинальные и тиражные, посвященные продолжателю династии Романовых, создателю российской армии и флота – начала свой рассказ Марина Вячеславовна. - Первый портрет 18 века кисти неизвестного художника поступил в Радищевский музей в начале 20 века из Государственной Третьяковской галереи вместе с коллекцией других живописных работ. На нем Петр изображен в годы, когда он был еще молодым императором, после возвращения из первого путешествия по Европе. По свидетельству реставраторов, художник взял за основу создания портрета русского царя несколько изображений и, соединив их, передал свое видение внешности Петра.
Вторая картина, жанровая, «Допрос императором царевича Алексея Петровича в Петергофе» – авторское повторение полотна русского скульптора, художника-живописца и рисовальщика, мастера портретов, исторических и религиозных полотен Н.Н. Ге. Кто написал картину – так и осталось загадкой. Эксперты считают, что, скорее всего, автором этой работы является В.Л. Боровиковский - академик Императорской Санкт-Петербургской художественной академии, мастер портретов, или кто-то из его учеников. Наш гид уточнила: это психологическая трактовка исторической драмы, действие которой происходит интерьерах Петергофского дворца Монплезир в 1718 году. Картина, написанная в мрачных темных тонах, передает атмосферу тяжелого разговора Петра с сыном - царевич Алексей был обвинен в подготовке захвата власти.
Из дальнейшего рассказа сотрудницы Музея мы узнали о том, что обычно царская семья одаривала портретами приближенных по поводу личных знаковых дат, или делала презенты на государственные праздники. До 19 века считалось, что портрет должен быть исключительно парадным. Глядя на изображение, человек (особенно неграмотный) должен был понимать, что это за личность. На портрете, написанном Боровиковским в 1815 году, Петр I предстает во всем своём величии – в праздничном мундире, накинутой через правое плечо мантии, высоких ботфортах. На столике, о который он опирается, скипетр и царская корона – атрибуты русского императора. Петра Великого считают родоначальником русского флота. Поэтому кусочек картины занимают часть русского судна и Андреевский флаг.

Нам было предложено взглянуть на полотно А.П. Боголюбова «Гангутский бой» с изображением сцены баталий русской флотилии со шведами 27 июля 1714 года у мыса Гангут. В ходе Северной войны (1700-1721 гг.) четыре иностранных судна вошли в российские территориальные воды, после предупредительных выстрелов никак не отреагировали на сигнал. Сражение между русскими и шведскими кораблями длилось 12 часов, итогом этого боя стала одна из значимых побед русского Военно-Морского флота над шведами. На работах А.П. Боголюбова конца 18 века мы никогда не увидим ни паруса, ни мачты не на своем месте. Боголюбова называют историографом флота. Он был не только художником, но и профессиональным морским офицером – до 27 лет Алексей Петрович служил на российском флоте. И при написании картин очень трепетно относился к историческим фактам, старался достоверно изображать батальные сцены морского боя. В Санкт-Петербургской художественной галерее есть несколько работ кисти А.П. Боголюбова, посвященных Полтавской битве и теме русско-турецкой войны.
Наша группа согласилась с мнением Марины Вячеславовны о необычном портрете Петра I в медальонном обрамлении – это работа 19 века неизвестного художника. Портрет был воссоздан с посмертной маски императора. Петр изображен на нем мудрым, грустным и задумчивым. Марина Вячеславовна рассказала интересную историю. Когда делегация саратовских врачей, побывавшая на выставке в Балаково, увидела этот портрет, все доктора заявили, что по лицу Петра можно определить все имеющиеся у него болезни. Император страдал заболеванием почек и щитовидной железы. Умер он от почечной колики.

Очень подробно М.В. Полякова рассказала о западной графике, которая представлена двумя портретами ближайших соратников Петра I – А.Д. Меньшикова и Б.П. Шереметева. Работы посвящены военной тематике - Полтавской битве и Битве на галерах. Периоду, когда у русского флота не было тех могущественных кораблей - они были построены позже великими корабельными мастерами. На графике «Полтавская баталия» молодой Петр изображен победителем. Особое восхищение вызывают гравюры Н. Лармессена, написанные красками. На них присутствует многослойная акварель – художник слой за слоем накладывал цвет на изображение – тончайшая, кропотливая работа. Оттиски «славных Петровских баталий» с резных медных досок этого мастера имеются в коллекции графики многих музеев. Гравюры были сделаны с живописного полотна французского живописца Пьера Дени Мартена-младшего, которому во время путешествия по Европе в 1717 году Петр I, пожелавший сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне, заказал серию картин и рисунков на тему побед русских над шведами. Картины большого размера служили «моделями» для четырех гобеленов (огромных шпалер), которые должны были соткать мастера известной парижской мануфактуры. Наверное, по этой причине, а может быть потому, что сотрудничал Королевской шпалерной мануфактурой Гобеленов, у Пьера Дени Мартена-младшего было прозвище «Де Гобилен». Петр I сам определил сюжеты для будущих картин и рисунков, но так и не увидел работы, они появились в России уже после его смерти.
Наибольшую известность получило изображение «Полтавской баталии» 1726 года. Вытянутый по горизонтали формат и высокий горизонт позволяли изобразить глубокую перспективу и множество фигур и деталей боя. Размещение на первом плане исторических фигур делало узнаваемыми практически всех главных участников этого сражения: прежде всего Петра I и Карла XII. Оттиски с резцовой гравюры на этот сюжет сделал французский гравер и офортист Николя де Лармессен. Один из оригиналов живописных гобеленов размером во всю стену находится в Музее Полтавской битвы в городе Полтаве, второй является частью коллекции Третьяковской галереи. А в Музее изобразительных искусств Республики Карелия хранится резцовая гравюра Николя де Лармессена «Полтавская баталия» (оттиск 1827 г.).
После смерти Петра появилось много карикатур на него и знатных вельмож. Лубочные рисунки создавались на обычной бумаге. Нам они напомнили обычные «раскраски» для детей. Элементы народного творчества мы могли увидеть благодаря основателю художественной галереи имени Радищева. Алексей Петрович Боголюбов выкупил несколько русских лубков у коллекционеров, которые позже подарил саратовскому музею. Нашей группе объяснили смысл работы «Похороны кота», на которой мыши везут огромного, связанного по лапам котяру, на телеге. Одна несет туесок с пирогами, другая - кувшин с вином, третья играет на волынке. Собираются праздновать тризну по усопшему. Замыкает траурную процессию мышь, тащащая тяжёлую лопату. Кот символизирует собой ненавистного царя, мыши - это народ. Представленные лубочные образы: жирный кот с огромными усами, а также пытающийся отстричь длинную бороду староверу цирюльник показывают негативное отношение народа к царю и его западным реформам. Внешне сказочный кот действительно чем-то напоминает Петра I!
Петр I был основателем первого российского музея – Кунсткамеры. А основателем первого общедоступного художественного музея – А.П. Боголюбов. Таких музеев, как Радищевский музей, в который мог купить билет любой житель саратовской губернии независимо от классовой принадлежности, в России не существовало. Мало кто знает о том, что А.П. Боголюбов – внук первого писателя-революционера А.Н. Радищева. В своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев критиковал общественный строй, высказался за отмену крепостного права, ратовал за всеобщее обучение населения России. За «эту крамолу», собственно говоря, и был подвержен гонению царской властью. А.П. Боголюбов решил продолжить дело своего деда – дело просвещения простого русского народа. С 1885 по 1886 гг. Радищевский музей посетило свыше 300 тысяч человек. Для провинциального городка того времени – огромное количество посетителей.

Наш экскурсионный маршрут продолжился в других залах Балаковской художественной галереи. Рассказывая о старинных иконах, особенностях интерьера французских и русских гостиных 19 века, о возникновении производства фарфора в России, М.В. Полякова также блистала грамотной литературной речью, обширными знаниями истории искусства и умением сосредоточить внимание слушателей на самых интересных фактах и очень тонких нюансах творчества великих мастеров. Глубина ее повествования открыла перед нами другой мир – мир живописного и декоративно-прикладного искусства. Как жаль, что мы так редко находим время для того, чтобы прикоснуться к нему!

Татьяна Олейникова,
главный редактор пресс-службы АО «БРТ»