Статьи и обзоры nachodki.ru

По России – с любовью

Татьяна Олейникова

Руководство первичной профсоюзной организации поддержало идею работников завода, пожелавших отправиться в однодневный туристический тур на экскурсию в Тольятти. Сказано – сделано. В турагентстве «Империал Групп» было приобретено 30 путевок по льготной стоимости на субботу, 18 июня. И – в путь.

Белоснежный комфортабельный автобус, оснащенный системой кондиционирования, титаном с кипятком, откидными столиками на спинке кресел, позволил пассажирам чувствовать себя на протяжении 4-часового пути более чем уютно. За окном мелькали «сочные» пейзажи – зеленые поля и луга, небольшие озера, тянущаяся вдоль дороги полоса лиственно-хвойного леса. Мы проехали по федеральной трассе Хвалынский, Сызранский районы. На въезде в Жигулевск показались волжские горы и синяя гладь Волги. Жигулевские горы не такие высокие и рельефные, как Кавказские, но тоже живописные. Жугулевская ГЭС им. В.И. Ленина, по мостовой части которой мы проезжали, во время строительства считалась самой мощной в мире. При въезде на мост через Волгу открывается панорамный вид на Тольятти, раскинувшийся вдоль береговой линии.

Первой остановкой на пути в Хрящевку, главной достопримечательностью которого является Замок Гарибальби, стал тольяттинский Речной вокзал. Раньше на месте речного порта была пристань города Ставрополь-на-Волге (так назывался Тольятти раньше), которая образовалась при строительстве осадной крепости в 1737 году. В крепости было несколько ворот – Оренбургские, Самарские и Водные. Водные ворота выходили на Волгу. Тольяттинский порт считается гаванью пяти морей, в которую заходят судна класса «река-море». Грузовой порт несет достаточно большую нагрузку. Порт для пассажирских судов рассчитан на 250 пассажиров, а гостиница, расположенная рядом, на 100 мест. Здесь к нам присоединилась экскурсовод, и мы двинулись по заданному маршруту. Пока автобус колесил по исторической части города, наш гид рассказала об особенностях Тольяттинского муниципального образования. Город включает в себя три района - Комсомольский, Центральный и Автозаводский, которые разделены между собой лесными массивами. Зеленый бор с вековыми соснами, упирающимися игольчатыми верхушками в небо, – любимое место отдыха горожан. В парковой зоне много оборудованных пешеходных маршрутов, велодорожек.

Комсомольский район – самый старый, он строился в то время, когда возводилась Куйбышевская гидроэлектростанция (сейчас – Жигулевская ГЭС). В 50-е годы 20-го столетия его жилой массив состоял из землянок и бараков. В строительстве гидроэлектростанции участвовали заключенные ИТК. Часть «строителей» представляли также комсомольцы-добровольцы. Вольнонаемные работники жили в скромных «землянках», заключенные – в постройках барачного типа. Только в конце прошлого века здесь начали строить нормальные жилые дома. В народе их называли «сталинские», так как возводились они в стиле классицизма. Постройки выше трех этажей в городе Ставрополь строить не разрешалось, поэтому на момент первой застройки это были дома малой этажности. Сейчас Комсомольский район, отличающийся своей топонимикой, застраивается красивыми, современными «высотками». Практически 90 процентов улиц района носят имена комсомольцев-героев. Наш автобус двигался по улице имени Александра Матросова, пересек улицу имени Лизы Чайкиной, а затем отправился в сторону улицы Ульяны Громовой.


Историческая справка

Плотину было решено перенести на 80 километров выше Куйбышева по течению Волги, в окрестности небольшого городка Ставрополь-на-Волге, который имел статус районного центра. Для облегчения управления строительством Куйбышевской ГЭС Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1951 года Ставрополь был преобразован в город областного подчинения. Конкретным же местом дислокации плотины ГЭС проектировщиками был определен створ между только что образованным на правобережье Волги рабочим поселком Жигулевск и левобережным селом Кунеевка. Здесь, слева от фарватера реки, располагался длинный и узкий остров Телячий. И если на правом берегу Волги в этом месте уже бурно развивались нефтепромыслы, то левобережный участок, примыкающий к селу Кунеевка, цивилизация в то время затронула в еще очень малой степени. Люди преклонного возраста до сих пор вспоминают, что здесь, в лабиринте мелких островов и проток, в начале 50-х годов были прекрасные места для рыбной ловли. В настоящее же время село Кунеевка уже не существует: его затопило еще в 50-е годы при подъеме уровня водохранилища. И примерно на том месте, где оно когда-то стояло, ныне частично располагаются шлюзовой канал и прочие шлюзовые сооружения, а частично – кварталы Комсомольского района г.Тольятти.

Центральный район, больше известный как «старый город», расположен в центре Тольятти. На западе граничит с Автозаводским районом, на юго-востоке – с Комсомольским, отделен от них лесными массивами. Район начал формироваться при переносе жилого сектора из затопляемого Ставрополья в 1950 году. В центре города сохранились частные дома, которые ограничены кварталами современной застройки.

Автозаводский район строился последним, он самый молодой, крупный, наиболее развитый район, состоит из жилых  кварталов с развитой инфраструктурой. Вместе с домами московского проектирования сдавались в эксплуатацию детские сады, школы, кинотеатры, спортивные комплексы, магазины, поликлиники. В 1966 году на строительство Волжского автозавода приехали жители из разных уголков страны. Руководство предприятия решило, что жилье для работников должно отвечать самым современным требованиям. Первыми были построены комплексные общежития по типу «блочная система» – трехэтажные здания из красного кирпича на улице Революционной. На первом этаже находились социально-бытовые объекты: прачечная, химчистка, продуктовый и хозяйственный магазины. Каждый жилой блок состоял из общей кухни, санузла, ванной и двух одноместных комнат. Если работник обзаводился семьей, его соседа переселяли в другую комнату, а жилой блок отдавали молодоженам. Позже жилой фонд автозавода стал представлять собой благоустроенные квартиры в панельных пятиэтажках.

Архитекторы мечтали сделать из Тольятти город будущего – удобный для проживания людей, с широкими проспектами, ухоженными парками, оснащенными горками, детскими площадками, зелеными улицами, красивой набережной с галечным пляжем, хорошей транспортной развязкой. Основными достопримечательностями Автозаводского района являются: Дворец спорта «Волгарь», в котором любила выступать с концертами Алла Пугачева, Университет духовенства с присоединенной к зданию церковью Николая Чудотворца, рынок «Пирамида», парк Победы, красивейший Спасо-Преображенский собор.

Как только выезжаешь на Южное шоссе, которое соединяет Центральный и Автозаводский районы, взору открывается вид на возвышающееся прямоугольное здание заводоуправления АвтоВАЗа, которое заводчане из-за синего орнамента на верхнем этаже прозвали «изолентой». Кстати, раньше предполагалось, что Южное шоссе будет иметь стратегическое назначение. Широкую магистраль скоростного движения планировали в свое время использовать в качестве взлетно-посадочной полосы для транспортных самолетов на случай форс-мажора.

В 1964 году город Ставрополь-на-Волге был переименован в Тольятти в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Сегодня в Тольятти проживает 620 тысяч жителей, максимальная численность населения была 720 тысяч человек. Самая большая плотность населения, более 400 тысяч человек, приходится на Автозаводский район.

Отправившись в село Хрящевка, наша туристическая группа рассчитывала провести там достаточно времени для того, чтобы рассмотреть экзотический Замок Гарибальди, построенный на средства местного бизнесмена в стиле лучших архитектурных традиций эпохи Средневековья. Но, к сожалению, на самостоятельную пешую экскурсию было отведено меньше часа. Общая площадь туристического комплекса – 1800 квадратных метров. Замок расположен на берегу Жигулевского моря.

Многие успели посмотреть фасад готического сооружения лишь с одной стороны - восточной. Чтобы всю площадку, требуется гораздо больше времени. Территория, на которой построен Замок, имеет очень ухоженный вид, перед входом на «брусчатку» и «гравийные» дорожки туристов встречают бронзовые рыцари, возвышающиеся на специальном постаменте. Чуть поодаль – необычная многоярусная цветочная клумба и чаша с фонтаном. Недалеко от стеклянного павильона с сувенирной продукцией, возле Южного фасада Замка, стоит красивая голубая карета, сделанная  вручную. Рядом установлена бронзовая фигура средневекового воина в рыцарских доспехах, со шлемом в руке. Это скандинавский воин Беовульф, герой англосаксонской поэмы. С недавних пор среди посетителей комплекса сложилась традиция фотографироваться рядом с воином, примерив его шлем, на удачу. К слову сказать, офицеры современной армии «унаследовали» от средневековых рыцарей единственный воинский атрибут – погоны.

В оформлении экзотического замка, который назван в честь отца бизнесмена – Гарибальди Аркадьевича Кузичкина, множество фигур. Здесь есть статуи короля Артура и его жены Гвиневры, фигуры драконов - на балконе, барельефах и других местах, охраняют шесть драконов-стражей и флигель. Водосточные трубы выполнены в виде грозных горгулий. В дождливую погоду из открытой пасти «хищных существ» стекают струи воды. Также имеется большое количество интереснейших барельефов, каждый из которых имеет свою легенду. Один из них - герб замка Гарибальди. На нем изображены значимые символы: орел, щит, пряжка, трилистник, колесо, башня, пальмовая ветвь и ветка дуба. Главную лестницу, ведущую на открытую террасу, охраняют два рыцаря Круглого стола короля Артура: Непревзойденный Персеваль с копьем Судьбы и Галахад, который единственный из смертных нашел орудие страстей Святой Грааль - священную чашу, из которой вкушал Иисус Христос во время Тайной вечери. Во внутреннее помещение Замка попасть пока нельзя - идут отделочные работы. Скорее всего, электрическое освещение в замке будет стилизовано под горящие факелы, а система отопления современной. В средневековых замках ничего этого, конечно, не было. Огромные залы обогревали с помощью костров, которые разводили прямо на полу. Поэтому деревянные замки, которые строили раньше, часто страдали от пожаров, и, в конце концов, уступили место каменным сооружениям.

На территории Замка есть конюшня. Здесь можно совершить прогулку в карете, запряженной вороными конями, покататься верхом на лошадке.  

Жители Кубани уважают крупного бизнесмена Сергея Галицкого, подарившего краснодарцам красивый парк отдыха. А жители Самарской области благодарны Олегу Гарибальдевичу Кузичкину за 4-этажный чудо-замок, полюбоваться красотой которого приезжают как сами местные жители, так и представители других городов. Свое первое состояние Кузичкин заработал на покраске автомобилей перламутровой краской. Создал фирму на паях с другом, но тот вскоре покинул проект. Бизнесмен, оставшись без компаньона, смог развить бизнес. Говорят, желающих придать своей машине особый шик было, хоть отбавляй, автолюбители стояли в очереди к искусному мастеру по 2-3 месяца. Спустя несколько лет Олег Гарибальдевич  решил заняться выпуском сырокопченой колбасы. Придумал деликатесному продукту название – «Гарибальди», закупил специальное оборудование, набрал специалистов. Лично заходил в магазин и интересовался у продавцов покупательским спросом. Оказалось, что колбасы местного мясокомбината покупают охотнее. И тогда он решил на время стать разведчиком, устроился рабочим в колбасный цех предприятия, узнал все секреты рецептуры. Сейчас его компания процветает, колбасные деликатесы выпускаются под маркой «Гарибальди» и «Фабрика качества». Но Олег Кузичкин – человек творческий, неординарный, любящий что-нибудь созидать. Как только его дела начинают идти в гору, он теряет интерес к действующему проекту, думая о новом бизнесе.

Так у него возникла идея построить в живописном месте села Хрящевка, недалеко от Волги, развлекательный комплекс «Аква-мир» - с банями, бассейном и зимним садом с искусственными скалами. Здесь бизнесмен познакомился со своей женой, моделью, которая родом из Хрящевки. И начал задумываться о создании элитной гостиницы, соответствующей европейскому уровню комфорта. Нанятые им два художника, Алексей Чебоксаринов и Макс Рахманов, предложили бизнесмену построить здание гостиницы в виде готического замка. В процессе стройки была снесена крыша развлекательного комплекса, как мешающая общему дизайну строящегося объекта, а вместо нее сделана открытая площадка в виде террасы - стилобат. Завершено строительство замка было только в 2014 году, но работы по отделке внутренних помещений и обустройству парковой территории до сих пор продолжаются. На берегу Волги предприимчивый Олег Кузичкин решил построить порт, к которому могут пришвартоваться суда класса «река-море», совершающие круизы по Волге. У него есть свой яхт-клуб. На территории порта построена красивейшая марокканская беседка, вокруг которой расположились четыре бассейна и вертолетная площадка.

Программа тура предусматривала несколько экскурсий – ознакомительную экскурсию по Тольятти на автобусе, а также знакомство с экспонатами Технического музея АвтоВАЗа. Посещение отсеков подводной лодки на многих произвело сильное впечатление.

                                               Фото автора