Здесь нашел интересный обзор

5 января группа работников АО «БРТ» примерила на себя роль кондитеров, побывав на открытом мастер-классе по росписи имбирного пряника в кафетерии «Кофеманофф»

Этот необычный урок, длившийся 60 минут, состоялся по инициативе руководства первичной профсоюзной организации Балаковорезинотехники. Усевшись за длинный стол в уютном зале, заводчане получили сладкие заготовки, одни - «рукавички», другие – «колокольчики», а также заправленные белой глазурью кондитерские полиэтиленовые «конусы». Перед тем, как начать наносить рисунок на кондитерское изделие, участники мастер-класса прошли инструктаж на предмет того, как не допустить наиболее распространенных ошибок. Арт-менеджер кафетерия Кристина Григорян объяснила, как правильно нажимать на конус с глазурью. Если давить на середину тюбика, можно перепачкаться сладкой «заправкой» самому, выпустив ее наружу, и испачкать сидящего рядом соседа. Поэтому давить на заполненный конус нужно легонько и сверху.


Перед тем, как отправиться на мастер-класс, многие прочитали в Интернете о том, что существует два вида глазури – классическая и айсинг. Классическую глазурь легко приготовить в домашних условиях из яичного белка, сахарной пудры и пищевых красителей с помощью механического миксера, она подходит для новичков, так как медленно застывает, а элементы рисунка можно легко поправить при помощи обычной зубочистки. Айсинг относится к особо прочной глазури, ее чаще используют кондитеры-профессионалы. Для нанесения декоративного рисунка на печенье или пряник применяют два метода росписи глазурью – сухой и мокрый. Во втором случае рисунок наносят на мокрый фон, в результате чего можно смешать несколько цветов. Как говорят дизайнеры, сделать градиент. В этом случае рисунок получается плоским.
На мастер-класс пришло много ребятишек, поэтому наш «сенсей» Кристина решила напомнить молодому поколению об истории возникновения пряника в Древней Руси. Первая такая выпечка появилась в нашей стране примерно в IX веке. Рецепт пряника привезли с собой варяги, которые называли свое лакомство «медовым хлебом». Рецепт пряника оказался настолько прост, что русские крестьянки быстро его освоили и стали добавлять в ржаную муку мед и выжатый из свежих ягод сок. Многие усовершенствовали рецепт теста с помощью ароматных трав и кореньев. В XII веке на Русь завезли восточные пряности, которые сразу же пошли в дело. Из крутого замеса формировали незамысловатые геометрические формы, завитки и спирали, которые отправляли на больших противнях в русскую печь. Вот и получается, что слово «пряник» означает «пряный» на вкус. Традиционно хозяюшки лепили пряники вручную, создавая из кусочков теста фигурки разных зверушек. Поверхность сладостей покрывали разноцветной сахарной глазурью. Пряники пекли обычно в Сочельник, предшествующий зимнему православному празднику. Для крестьянских детей это было главным лакомством, которое они угощались раз в год на Рождество, а для всей семьи – надежным оберегом от несчастий и злых сил. Пряничные фигурки оставляли впрок и хранили в избе в течение всего года, до следующего Рождества, не съеденные «сухари» размачивали воде, угощая ими домашних животных.
Кристина Григорян спросила у ребят, какой пряник считается в России самым известным и популярным. Да кто же этого не знает? Конечно, тульский! И наша группа услышала интересный рассказ о тульском мастере печатных пряников, купце Василии Романовиче Гречихине, который происходил из династии предпринимателей, основателем которой был его дед. В 1847 году Ларион Гречихин создал в Туле фабрику по выпуску пряников – кондитерских изделий ручной работы. Семейное дело продолжили развивать его сыновья. А в 1885 году бизнес перешел по наследству от отца к Василию Романовичу Гречихину, который внедрил в производство пряников машинное оборудование. Пряники фабрики Гречихина продавались на территории Российской империи и за границей. Продукция была отмечена многочисленными царскими наградами – грамотами, серебряными и золотыми медалями.
Особенно интересной для детей стала информация об участии тульского фабриканта в международной выставке, проходившей в 1900 году в столице Франции. Российский мастер удивил парижан необычной выпечкой в виде 32-килограмового пряника. И не только. Свои вкусные изделия он продавал в павильоне, который был полностью сооружен из пряников. Съедобная торговая точка находилась недалеко от Эйфелевой башни. Фабричное производство Гречихина специализировалось на выпуске сувенирных подарочных пряников. К 300-летию императорского дома Романовых на фабрике были изготовлены подарочные пряники, каждый именной экземпляр завернули в оберточный материал, а затем поместили в жестяные сундуки со специальными замочками. По свидетельству историков, купец был большим оригиналом. Однажды по его распоряжению на фабрике изготовили большой пряник, на котором было вытеснено изображение плана города Тулы. Чтобы не раскрывать секретов рецептуры, Гречихин запретил своим кондитерам использовать гири. Ингредиенты взвешивались при помощи разных по размеру камушков и кусков металла. Однако Степан Савостьянов, работавший на фабрике подмастерьем, оставшись один в мастерской, сделал все необходимые замеры и смог запомнить рецепт пряника «Экстра» из подарочной серии, что и поспособствовало его дальнейшему распространению. Уникальный рецепт тульского пряника передавался из уст в уста и, таким образом, сохранился до наших дней.
После повествования участникам мастер-класса было предложено создать индивидуальный и неповторимый рисунок на облитых глазурью заготовках. «Можете рисовать на пряниках все, что угодно, - новогоднюю елочку, белоснежного снеговика, ажурную снежинку, сказочный теремок, да хоть смайлик! – обратилась к группе Кристина Григорян. – Только не копируйте рисунки друг друга, потому что после росписи ваши сладкие работы отправятся в духовочный шкаф, а потом вам нужно будет узнать свой пряник». Многие опасались, что рисунок получится не таким эстетичным, как у профессиональных кондитеров. Ведь на витрине кафетерия было представлено много пряничной продукции, разрисованной искусными дизайнерами. Работы вызывали восхищение! Перед началом росписи пряников опытный специалист предложила: «Потренируйтесь немного, порисуйте сначала на бумажной тарелочке, которая есть у каждого из вас, а потом смело беритесь за дело. Не бойтесь испортить пряник. Как говорится в русской пословице: не боги горшки обжигают». Арт-менеджер показала, как правильно делать прерывистые и непрерывные линии, создавать завитки, рисовать объемные элементы.
На практике все смогли убедиться: чтобы оригинально расписать пряник, необязательно иметь большие способности к рисованию. Главное - творческий порыв, полет фантазии, терпение и позитивный настрой. Рисунки у всех действительно получились эксклюзивными и забавными. Когда Кристина вынесла на большом противне слегка подрумяненные в духовке наши творения, реакция у всех была одинаковой – на лицах сияла улыбка. В тот зимний вечер в кафетерии «Кофеманофф» царила удивительная атмосфера, была камерная обстановка, мы провели вечер в хорошей компании, прикоснувшись к миру прекрасного.


Пресс-служба АО «БРТ»