В конце декабря генеральный директор ПАО «БРТ» Сергей Александрович Полонянкин провел пресс-конференцию с участием городских и региональных СМИ. Отвечая на вопросы журналистов, гендиректор крупнейшего в химической отрасли предприятия рассказал об итогах работы в уходящем году и планах на будущее.

Оценивая ситуацию в автопроме, Сергей Александрович отметил положительную динамику - отрасль постепенно выходит из кризиса, в настоящее время Балаковорезинотехника сотрудничает со всеми автомобильными конвейерами, которые функционируют на территории России. По данным договорной компании на 2018 год, объемы производства предприятия существенно увеличились. Плодотворным назвал гендиректор сотрудничество с лидерами отечественного автопрома – ПАО «АВТОВАЗ», «КАМАЗ» и Группой ГАЗ. Эти автозаводы выходят с новыми автомобилями на международный рынок, поэтому заинтересованы в совместной работе с сильными партнерами, способными решить проблемные задачи и в части логистики, и в части гарантированного качества автокомпонентов.  

По программе импортозамещения БРТ серийно поставляет опоры двигателя на автомобиль «Газель NEXT». С руководством Группы ГАЗ есть договоренность об оснащении нового автобуса, который будет отправляться на экспорт, резинотехническими уплотнителями и опорами двигателя. Сергей Александрович назвал эту тему долгоиграющей, пояснив, что комплектующие подходят как для «газовской» линейки автомобилей, так и к микроавтобусам немецкой марки «Мерседес». Тем более, что опыт работы на международном рынке у предприятия есть. Сегодня деталями завода оснащаются популярные модели  иномарок: «Хендай Солярис», «Хендай Крета», «Киа Рио», «Форд Фокус», осваиваются детали на «Форд Эксплорер», «Форд Куга». И круг новых потребителей с каждым годом становится шире. Недавно автокомпонентами завода заинтересовался концерн «Пежо Ситроен Митцубиси», руководство БРТ получило предложение поставлять на конвейер в Калуге выпускаемые по инновационной технологии уплотнители со скользящим покрытием сразу для двух модификаций автомобиля марки «Пежо». И если раньше продукция с фирменным логотипом «БРТ» отправлялась в Украину, Белоруссию, Азербайджан, Польшу, на Кубу, то теперь реально рассчитывать на то, что БРТ может стать крупным европейским экспортером.

Вместе с тем С.А. Полонянкин отметил, что задача любыми силами и средствами зайти на иностранные автосборочные конвейеры, перед коллективом предприятия больше не стоит. Главным критерием в работе с отечественными и иностранными потребителями для нашего завода является обеспечение достойного качества, гибкая ценовая политика. При таком подходе уговаривать потребителей приобрести продукцию не нужно. Сохранение приоритета интересов в работе с партнерами позволяет  БРТ устойчиво и перспективно работать и на вторичном рынке, на который приходится 50 процентов поставок от общих объемов выпуска товарной продукции. Торговое представительство предприятия в лице ООО «Автоформ», сотрудничая с крупными и мелкооптовыми дилерскими компаниями, справляется со всеми задачами по обеспечению стабильных заказов.

Чтобы укрепить позиции на рынке и избежать простоев в зимний период, руководство Балаковорезинотехники занимается диверсификацией производства, разработкой прибыльных и долгосрочных проектов, развитием новых направлений. Один из крупных инвестиционных проектов связан с созданием конструкции настилов для пешеходных переходов на скоростные железнодорожные магистрали, с выпуском подрельсовых и нашпальных прокладок. Разработана новая конструкция накладки изолирующего стыка, которая уменьшит намагниченность рельс и расходы на текущее содержание ж/д магистралей. Проект капиталоемкий, но, как говорится, игра стоит свеч – ожидаемый портфель заказов в перспективе оценивается в миллиард рублей. Есть своя ниша у предприятия в нефте- и газодобывающих отраслях, на этот перспективный рынок БРТ заходит со своими деталями.

Акционеры существенно потратились на технопарк, поэтому на заводе немного узких мест в профиле мощностей, в части изготовления разнообразной номенклатуры резинотехнических изделий. Спору нет: высокие технологии, импортное оборудование, стабильный рост заказов – важная составляющая для дальнейшего развития предприятия, но далеко не единственная. У генерального директора есть вопросы в части определения зоны административной и функциональной ответственности, наделения правами и полномочиями, в части содержания должностных инструкций, подбора персонала. Балаковорезинотехника нуждается в «узких» специалистах: прессовщиках, намазчиках, обрезчиках РТИ, наладчиках оборудования, будущее - за прогрессивными молодыми кадрами, считает С.А. Полонянкин. Гендиректор обеспокоен средним возрастом заводчан – выше сорока лет. Для обеспечения притока свежих сил он намерен изменить существующую HR-политику. По его убеждению, только социально ориентированный бизнес, материальная заинтересованность обеспечивают  необходимый стимул в работе и в конечном итоге нужные результаты. Соревнования профессионального мастерства среди рабочих основных профессий с достойным призовым фондом, возможность получить профильное высшее образование за счет предприятия, внедрение эффективной системы коучинга послужат отличной мотивацией для работников. Заслуживает внимания и более прогрессивная система оплаты труда, при которой будет учитываться личный вклад работников в производство. Сегодня средняя зарплата на предприятии составляет 20,5 тысячи рублей, к уровню 2016 года она выросла на 11 процентов. В 2018 году планируется ее увеличение на 15 процентов, то есть средний заработок составит 22,3 тысячи рублей. Хорошим посылом для повышения производительности труда станет новая система поощрения, согласно которой процент премии будет зависеть от выполнения производственных показателей. Люди должны работать в определенной парадигме, до них нужно так донести информацию, чтобы они не только поняли, приняли ее, но и начали действовать.

Опыт антикризисного ТОП-менеджера все больше и больше убеждает Сергея Полонянкина в том, Балаковорезинотехника нуждается в более гибкой и эффективной системе управления производством. И первые шаги в данном направлении сделаны - в производственную практику внедрена международная методика логистики end to end (E2E). Принцип «улучшения малыми шагами», который направлен на оптимизацию логистических процессов между потребителем и поставщиком, успешно применен в работе с ПАО «КАМАЗ». По итогам сотрудничества в 2017 году Балаковорезинотехника признана лучшим поставщиком автозавода на Каме. В 2018 году работа в области совершенствования производственных процессов продолжится в рамках реструктуризации – будут упразднены отдельные управленческие должности, определены зоны компетенции и ответственности для каждого сотрудника компании.

Подводя итоги 2017 года, С.А. Полонянкин отметил, что прибыль выросла к уровню 2016 года более чем на 40 процентов. Выпуск товарной продукции за 2017 год составил 4 712 млрд рублей. В производство инвестировано 110 миллионов рублей. В 2018 году эта планка станет еще выше – на развитие производства Балаковорезинотехники руководством ООО «Группа компаний «TADEM»» выделено 150 миллионов. Для того чтобы Балаковорезинотехника устойчиво ощущала себя на рынке в зимний период, намечено строительство собственной котельной с объемом инвестирования 390 млн рублей. Предстоит реализовать крупные, переходящие на 2018 год проекты: запустить литейное производство, выполнить монтаж нового оборудования, приобретенного холдингом за рубежом для модернизации восьмой линии резиносмешения в цехе № 101. Без качественных целевых резиновых смесей невозможен выпуск продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировых стандартов автомобильной промышленности. На входе в 2018 год коллектив предприятия взял обязательства по повышению выручки на 12 процентов и доведения годовых объемов выпуска продукции до уровня более 5 млрд рублей. Сегодня ассортимент изделий БРТ насчитывает более 17-ти тысяч наименований различных резинотехнических изделий, и номенклатура ежегодно увеличивается на 100-150 позиций. В 2018 году планируется освоить 76 новых деталей.